Translate

Поиск по этому блогу

4.7.25

Развитие речи у ребёнка в 1-1,5 месяцев



Многие мамы сравнивают словарный запас своего годовалого ребёнка с развитием речи его ровесников. Этого делать не стоит из-за бесполезности, ведь каждый младенец индивидуален. Однако есть некоторые ориентиры, на которые опираются в своей работе врачи психоневрологи и педагоги-логопеды, с ними вы можете ознакомиться.

 Что умеет годовалый малыш 

К 12 месяцам ребёнок во время общения пользуется 3-5 лепетными словами и словосочетаниями например "тё-ма", что означает тётя Маша или "по-гу" - пойдём гулять. Ребёнок осмысленно выполняет простые просьбы взрослого, например, нельзя, возьми, поцелуй маму.

В конце 12 месяца ребёнок может произносить некоторые гласные, такие как "а и у", а также согласные - "б п м н д т г к". Его артикуляционный аппарат находится на начальной стадии развития. Ближе к 15 месяцам ребёнок выполняет простые просьбы взрослого, в словарном запасе 6 слов. 

Из гласных может чётко произносить "а и у о". Однако более сложные буквы "ы э" заменяет на "и е". Не выговаривает большинство согласных, пользуется простыми звуками. Некоторые твёрдые согласные заменяет на мягкие. Так, произносит вместо "дай" "дяй", санки становятся "сянками", вместо звонких согласных "бам-бам" пользуются глухими "пам-пам".

Что предстоит освоить

 Из-за слабого развития артикуляционного аппарата не может произносить шипящие согласные и звук "р". Ребёнок этого возраста ещё не может произносить звуки правильно, а также выговаривать слова целиком. Слово укорачивается часто до одного слога, например, может молоко сократить до "моко или ко", легко слово спать меняет на "бай-бай". Голос малыша 15 месяцев не громкий, речевой выдох короткий.

У ребёнка постепенно укрепляется голосовой аппарат. К 18 месяцам смысловую нагрузку большинства слов понимает, но произносит только около 20 простых слов. Некоторые из них упрощает. Стремясь произнести длинные слова, пользуются двумя короткими, например, "дай-дай", "ам-ам" "пока-пока". 

Интерес к родной речи

В возрасте 1,5 года малыш уже может говорить простейшими предложениями. Если не может подобрать слово, использует жест. Проявляется его интерес к владению речью, он хочет постигать смысл всё новых слов и уметь их произносить.

 Когда не спит, постоянно лепечет, ведёт беседу с игрушками, с собой, если остаётся в комнате один. Произнесение некоторых звуков его очень забавляет, поэтому он весело смеётся. Малыш уже умеет сопоставлять слово с конкретным человеком. Например, знает слова обозначающие ближайших родственников -  мама, папа, дедушка, бабушка.

Занимаясь речью, малыш постоянно пополняет свой словарный запас и улучшает понимание речи. В 18 месяцев, если родители начнут задавать вопросы, малыш уже сможет отвечать на них. Проявляет интерес, когда слышит новые слова. Может составлять несложное предложение, состоящее из 2 или 3 слов.

Условия для развития речи 

Чтобы ребёнок начал говорить, нужны условия. Одним из них является наличие зубов. Они необходимые для произношения определённых звуков. Например когда произносим звук "т" язык касается верхних резцов. Поэтому поговорить с малюткой родители смогут только после того, как у него прорежутся не менее 6-8 зубов. Кроме того, стоит помнить что развитие зубов, их прорезание, строго индивидуальный процесс.

 Также на развитие речи влияют сами взрослые, когда воспитывают малыша. Для начала освоения речи ребёнку нужны впечатления, полученные от общения с окружающей действительностью. Поэтому родителям нужно стараться обогащать чувственный опыт малютки.

Полученные впечатления переходят в речь при условии, что родители сопровождали их объяснениями, давали характеристику, описывали, устанавливали связь предмета, действия, явления со словом. Известный педагог Луи Блум писал, что ребёнок заговорит в следующих случаях:

  1. Если будет слышать речь возле себя.
  2. Если его жизнь будет обогащена различными видами деятельности. Например языковому развитию способствуют игры в мяч, завязывание шнурков, чистка банана и так далее.
  3. Если родители организуют процесс познания, то есть займутся развитием мышления и памяти.

Маме и папе нужно помнить, что на развитие речи влияет умение сосредоточиться и развитие слуха. Поэтому важным условием для владения ребенком речи является спокойная атмосфера дома.