Известно, что музыка начинает воздействовать на чувства ребёнка ещё в утробе матери. А когда он рождается, музыка сопровождает его на протяжении всей жизни.
Только веселая
Мелодии влияют на настроение, поэтому малышу до трёхлетнего возраста не ставят музыку, побуждающую его грустить и волноваться. В таком возрасте предпочтительными станут весёлые и жизнеутверждающими мелодии.
Психологи единодушно утверждают, что музыка написанная в мажоре ведёт к хорошему настроению и оптимистичному взгляду на окружающий мир. Такими достоинствами обладают детские песенки советских композиторов, а также песенки из советских мультфильмов.
Классика
Для развития эстетического восприятия неплохо иметь коллекцию записей классических произведений русских и зарубежных композиторов. Гармония такой музыки богата различными оттенками, которые окунут малыша в чудесный мир звуков, расположенных в логической последовательности. Слушая классическую музыку, малыш научится видеть прекрасное. У него сформируется хороший вкус и, возможно, музыкальный слух.
Для малышей подходят "неперегруженные" оркестровым звучанием мелодии. Достаточно звучания одного фортепиано. Для развития эстетического вкуса и чувства гармонии хороша музыка композиторов XVIII века, например Вольфганга Амадея Моцарта. Его простые неперегруженные аккордами светлые мелодические линии способны поднять настроение и развить музыкальный слух, а не навредить ему.
Настройте ребенка на слушание
Перед слушанием фортепианного произведения проведите подготовительную работу для усвоения малышом музыки. Можно рассказать, что Вольфганг начал сочинять мелодии маленьким мальчиком (в возрасте 4 лет). Затем перейти к описанию того, о чём рассказывает его музыка по вашему мнению. После подготовительной работы малышу можно давать слушать произведения.
На следующий раз запланируйте повторное слушание. Чтобы не повторять прошлое занятие, в этот раз проведите интегрированное занятие, включающее чтение стихотворения, рассматривание репродукции и прослушивание музыки. Во второй раз материал подбирается по конкретной теме. Например, музыка Моцарта светлая, мажорная, жизнеутверждающая, поэтому ваш рассказ должен ей соответствовать. Иллюстрацию можно взять в жанре пейзажа "Солнечное утро" вполне подойдёт.
Показывая картину, прочитайте соответствующее настроение стихотворение. Напоследок дайте послушать какую-либо Сонату Моцарта. Малыш может слушать и одновременно рисовать или постукивать предметом в ритме музыки. А может ему захочется передать настроение в танце. Это его выбор. Если кроха затрудняется, помогите ему.
Когда у вас нет времени готовиться к занятиям, придумывайте сюжет музыки на ходу. Вместе с ребёнком слушайте и попытайтесь понять на что похожа каждая её часть. Например, в первой части дует ветер, во второй - идёт снег, третьей - выглянуло солнышко. Вместе с малышом изобразите все эти преображения природы в танце. Можно использовать ленточки. Главное, заинтересовать ребёнка, тогда он начнёт не просто слушать, но и понимать о чём она говорит, какие чувства вызывает.
Развитие музыкально-сенсорных способностей
Годовалого малыша учат различать высоту звуков, их тембр, силу звучания, длительность. Проводят игровые занятия с использованием звучащих музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов. В этом возрасте малыш умеет повторять разученные мелодии, подпевать окончания фраз детских песенок. У него получается выполнять незамысловатые игровые действия, повторять за взрослым, когда он танцует, хлопает в ладоши, делает полуприседания, так называемые "пружинки", вращает кистями рук.
Когда малышу исполняется 1,5 года, в его музыкальном багаже помимо весёлой музыки появляются песенки спокойного, маршевого, плясового содержания. Разрешите малышу брать на занятия его любимые игрушки, с ними ему будет веселее и спокойнее.