Translate

Поиск по этому блогу

26.8.18

Адаптация ребенка к детскому саду


Можно на 90% предсказать, как у малыша будет проходить адаптация к детскому саду вне зависимости от конкретного дошкольного учреждения. Рассмотрим пять факторов, влияющих на это.

Настрой членов семьи


Мамы часто спрашивают, в какой период процесс адаптации проходит менее болезненно для ребенка? В каком возрасте лучше отдавать в сад: когда научится есть сам или раньше? Во второй половине весны, чтоб не попасть в пик респираторных инфекций или в сентябре, когда постоянные воспитатели вернутся из отпуска. Эти и другие нюансы играют роль в успешной адаптации малыша к детскому саду, но заметно меньшую, чем готовность к ДОУ... родителей крохи!

Большинство семей этому фактору почти не придают значения. Но правда жизни кроется в том, что сначала в детский сад отправляются мама, папа, бабушки, дедушки и только потом сам малыш. Если взрослые готовы, то они:
  1. Твердо уверены, что в детский сад идти нужно.
  2. Действительно могут "отпустить" туда ребенка.
  3. Искренне уверены, что в саду крохе будет хорошо.
Если хотя бы один пункт из списка "выпал", адаптация скорей всего будет сложной. К примеру, папа убежден, что если ни жена, ни теща не работают, то ребенка незачем отдавать в Дошкольное Образовательное Учреждение. Бабушка, после выхода любимой внучки в детский сад, боится потерять смысл жизни. Мама постоянно вспоминает, как она плакала от тоски в тихий час...

Если существует подобная проблема и она даже не озвучивается ни при малыше, ни вообще, если даже не осознается взрослыми, все равно ребенок ее чувствует! Можно постоянно твердить, что в детском саду хорошо и расписывать все прелести жизни в нем, но если хоть один член семьи будет настроен против ДОУ, малыш примет его сторону и отреагирует протестом. Некоторые семьи сами могут исправить ситуацию откровенным разговором. В других случаях потребуется психолог для работы со взрослым, транслирующим малышу негатив.

Осложнения возникнут и когда родители чрезмерно готовы отдать кроху в детский сад. Бывают ситуации, когда семье необходимо "избавиться" от ребенка. Конечно, не в буквальном смысле. В этом случае сад воспринимается не как этап взросления, развития, социализации ребенка, а как вынужденная мера, поскольку маме нужно на работу, или няня уволилась, или родился второй малыш. Дети чувствуют, когда их "сдают" в сад, чтобы не мешали, поэтому сильно сопротивляются.

Мотивация ребенка


Родителям крайне важно осознать, что малыша необходимо настроить в отношении детского сада в позитивном и добровольном ключе. Поэтому не стоит:
  •  Говорить малышу о поступлении в детсад из-за того, что маме необходимо работать. Или еще хуже - зарабатывать деньги. 
Трехлетний ребенок уже в состоянии рассуждать - "мама делает что-то полезное и нужное людям". " Но разве я  - не полезное? Ты мне больше нужна!"  моментально обесценивают эти аргументы. Ребенок заключает, что в этой ситуации предпочтение отдали не ему. Что другие люди и дела для мамы важнее его. Согласитесь, это больно!

Заманчивые перспективы, которые сулят деньги, малыш уже рисует в своем воображении лет с 2,5-3. Ведь они дают больше игрушек, развлечений, лакомств и др. Но такой подход чреват ловушкой ежедневной расплаты ("Ну что, заработала сегодня денежки? Купи мне..."). А также формированием у ребенка отвергающее отношение к деньгам, ведь именно они явились причиной разлуки с мамой, значит деньги - это зло.
  • Говорить, что все дети ходят в сад, а затем в школу, и ты должен ходить! 
Это неправда. Поскольку не все посещают детский сад и школу, да и кроха, по сути, ничего никому не должен. Просто так удобнее родителям и обществу. Не стоит навязывать и внушать ребенку, что он обязан делать то, что принято и делают все (если вы хотите воспитать интересную, творческую и счастливую личность).
  • Подкупать, шантажировать и пугать.

Родители используют эти приемчики обычно уже после поступления в детсад, когда слышат первые "не хочу!". Вариаций очень много: от шоколадки за хорошее поведение в детсаду до угрозы наказания - за плохое. Вступая на этот путь, будьте осторожны - дети быстро подхватывают правила игры и вы окажетесь предметом манипулирования.

Как и чем мотивировать ребенка? В детском саду его ждет много интересного! Если дочка может часами рисовать, долго слушать сказки или любит танцевать и общаться - рассказывайте часто, подробно и заманчиво именно об этом. Если сын проводит большую часть времени за конструированием или обожает машинки - говорите с ним преимущественно об этом. Хорошо, если есть возможность еще и показать. До поступления в сад чаще прохаживайтесь возле него. В этом случае очень полезно, если малыш станет завидовать тем, кто веселится за забором.

За 2-3 месяца до поступления в детский сад начните регулярно обсуждать его. Лепите, рисуйте, стройте на сюжеты из жизни детсада. Играйте в детский сад с куклами или мягкими игрушками, помните, что ребенок не имеет четкого представления о детском саде. Играя, покажите, как проходит день: малышей приводят в детский сад папы или мамы, целуют и уходят. А дети кушают, играют, гуляют, спят, после чего родители их забирают домой. Можно рассказать о том, как устроен быт: в садике есть раздевалка, где стоят шкафчики для каждого малыша, есть маленькие столики и стульчики, кроватки, раковинки и т.д.

Не забудьте рассказать о воспитателях и правилах, которые необходимо соблюдать. Вспомните, как вы маленькие ходили в детсад. То есть рисуйте привлекательную, но не идеалистичную картину, чтобы избежать в будущем разочарования...

Готовность психологическая и социальная 


Легко адаптируется в детском саду тот, кто может временно расстаться с мамой. С точки
зрения биологии это возраст 3 лет. До этого момента крохе необходимо постоянное присутствие близкого взрослого ( мамы, бабушки и т.д.). Но реальность такова, что ненадолго расстаться с мамой спокойно может двухлетний карапуз и не выносить пятилетний.
Это объясняется, во-первых, маминой готовностью или неготовностью отпустить чадо. Поведение крохи абсолютно зеркально.

Во-вторых, зависит от опыта расставания. Возникнут сложности, если его совсем не было или почти. Легче переносят разлуку те дети, за которыми присматривали бабушки или няня, а также кто посещал группы кратковременного пребывания или развивающие центры.

В-третьих, важно базовое доверие к маме - чувствует ли ребенок ее любовь. Можно много лет круглосуточно находиться с ней рядом, но утратить это доверие в один момент. Просто однажды мама внезапно исчезла (ушла тайком) или обманула, например, обещала забрать от бабушки вечером, а явилась на следующее утро или чересчур надолго уехала. Чувствительный ребенок из-за такого поведения мамы получит психологическую травму, которая скорее всего обострится во время адаптации к детскому саду.


Психологическая готовность к саду возникает, когда есть потребность во взаимодействии со сверстниками. Временная разлука с мамой нужна для расширения круга общения. Ребенок проявляет устойчивый интерес к другим детям в три года (некоторые мальчики в 4). Конечно, в том случае, если малыш гулял на детских площадках и мама учила дружить со сверстниками или ходил в гости, развивающий центр, словом "видел" детей.

Ребенок готов посещать детский сад, если способен коммуницировать с чужими взрослыми. Со сверстниками можно весело катать машинки и при этом молчать, но с воспитателями необходимо разговаривать. Это мама может и без слов догадаться, что карапуз хочет в туалет, есть, пить или потереть ушибленную попу. А тете нужно сказать об этом! Адаптация пройдет успешнее, если малыш научился:
  1. понимать, что он в данный момент чувствует или хочет;
  2. мысленно это формулировать;
  3. не стесняться и не бояться сказать;
  4. членораздельно произносить слова.
Психологический комфорт ребенка в детском саду зависит от уровня развития эмоционального интеллекта, вербальных навыков и речевого аппарата. Кстати, и воспитателям с таким малышом будет легче. Поэтому развивать речь карапузу необходимо как можно раньше.