Translate

Поиск по этому блогу

31.8.20

Как проходили роды на Руси? Русские традиции



 Время, когда приближалась пора родов, близкими родственниками утаивалось. Даже молитву, которая помогает при родах прятали в головной убор и только после этого отправлялись в церковь к священнику. Наши предки верили, что рождение, подобно смерти, связано с потусторонним миром, поэтому было принято рожать вдали от дома, чтобы не навредить близким.

Развязывание узелков


Роженицы разных народов уходили в лес или степь. Славянки по обычаю рожали в  хорошо протопленной бане. Перед  уходом роженицы проводили прощальный ритуал, так как понимали, что роды это большой риск, и возможно, она не вернется.

Баня была оборудована рукомойником, ложе родильницы находилось рядом. Один конец пояса давали в руки, за него нужно было держаться, второй - заранее привязывали к брусу полатей. Рождение младенца происходило при крещенских или венчальных свечах, их зажигали перед образами святых.

Психологической поддержкой служил ритуал, с помощью которого женщине было легче рожать, а тело лучше открывалось и выпускало ребенка. Родильнице расплетали косы, в доме отворяли все двери, снимали замки с сундуков, развязывали узлы. Принимала роды у древних славян опытная в таких делах бабушка-повитуха. Она обязательно должна  иметь собственных здоровых детей, лучше, если у нее будут сыновья.

Помощь мужа


В старые времена на родах присутствовал муж. В наше время эта традиция возвращается из-за рубежа только в виде эксперимента. Однако славяне в этом не видели ничего плохого, скорее наоборот, считали, что испуганную страдающую женщину лучше успокоит надежный сильный любящий мужчина. Муж не просто смотрел на происходящее, а принимал активное участие. У него даже были свои обязанности: с правой ноги родильницы он снимал сапог, наливал туда воды и поил ее. Затем развязывал кушак и упирался коленом в спину для ускорения течения родов.

Был у русичей и другой обычай, который помогал быстрее родить. Его также практиковали жители Океании. Муж на родах стонал и кричал за жену, чтобы отвлечь внимание злых духов от родильницы, и принять удар на себя. После рождения ребенка повитуха шла во двор, чтобы закопать детское место (плаценту).

Заговор грыжи


Как только младенец появлялся на свет, мать касалась его рта своей пяткой и шептала: "Сама носила, сама приносила, сама починивала". Благодаря этим словам младенец рос спокойным. Затем повитуха занималась пуповиной, читала заговор против грыжи: покусывала пупок 3 раза и 3 раза сплевывала через левое плечо.

Пуповину перерезали на топорище или стреле, чтобы мальчик вырос мастеровым или охотником. Если подставить веретено, то новорожденная девочка станет рукодельницей. Для перевязывания пупка использовали нитки из льна, которые сплетали с волосами родителей. По древнерусски  "повить" значит привязать, отсюда повитухи и повивальные бабушки.

После чтения заговора над пупочной грыжей новорожденного мыли и приговаривали: "Расти с брус вышины да печь толщины!". В слегка нагретую воду, чтобы новорожденный не обжегся, клали яйцо или какой-либо предмет из стекла для мальчика, девочке - исключительно стеклянный. Реже опускали на дно посудины серебряную вещь для очищения и богатства. От сглаза новорожденного окунали в разбавленную молоком воду, выкладывали на меховую сторону тулупа, что способствовало богатству.

Повитуха, когда мыла ребенка, выправляла его руки, ноги, голову. От этого умения обычно зависело, какая голова будет у младенца: круглая, вытянутая или уродливая. После омовения новорожденного заворачивали в длинный узкий свивальник и наголовник. Когда было опасение, что младенец вырастет беспокойным, кроху пеленали в штаны отца. Для слаженного тела и красивого лица малыша покрывали материалом зеленого цвета.

Зыбка и колыбель


Первые несколько дней младенца оставляли лежать свободно на лавке или еще где-нибудь. Кроха был предоставлен сам себе до тех пор, пока не начнет беспокоиться. Когда закричит и попросит зыбки, его берет на руки отец, в знак признания своего отцовства, и кладет в сделанный собственноручно овальный ящик из луба с дном из тонких дощечек. Это и есть зыбка.

Иногда для новорожденного мастерили колыбель. Она состояла из деревянной рамки, на которую слабо натягивали холст, чтобы получалось углубление. Зыбку или колыбель подвешивали на длинный очеп (шест), который хорошо гнулся. За второй конец его крепили к потолку. Над колыбелью не было балдахинов, чтобы ангелу было хорошо видно новорожденного. Перина крохи состояла из перьев, но чаще всего из сена. На нее клали холщовые простыни, покрывалом служило одеяльце из ситцевых лоскутков.

Обряд в бане


После укладывания младенца в зыбку повитуха поила родильницу толокном, давала пиво, парила веником, правила живот, сцеживала молозиво (первое молоко). Когда роды проходили в другом месте, а нужно было идти в баню, чтобы младенца не забрали "нечистые духи", мать оставляла под периной младенца ножницы, возле зыбки - веник.

В бане происходил особый обряд. Для его совершения нужны были чистое ведро и непитая вода, ее черпали в реке. Повитуха лила воду через свой локоть и читала молитву "от укоров и призоров".  Затем собирала воду в туесок (сосуд из бересты в форме цилиндра), бросала туда  3 уголька из печки, 3 раза лила воду на каменку, дверную ручку, шепча заговор. После этого ритуала вода набиралась силы. Повитуха брызгала в лицо молодой матери, повторяя молитву от укоров и призоров.

На следующий день в избе собирались гости с гостинцами и поздравлениями. Через неделю, в некоторых случаях даже спустя 3 дня родильница приступала к своим делам по хозяйству. Она возвращалась к обязанностям только после очистительного обряда, который еще называют "размывание рук". Если нужно было работать в поле, за новорожденным ухаживала "пестунья" - одна из домашних - старушка или девочка-сестричка.

Комментариев нет: